Шакалипи (sibariana) wrote,
Шакалипи
sibariana

Промутопия-5. Идеологические и мирские оси Нефтяников

Вернемся снова к Бутырскому форштадту начала двадцатого века Особенно интересна своего рода ось, находящаяся в створе Тарской улицы. Ось – потому что тут важна не сама улица, а расположенные на ней объекты, взаимное расположение которых имеет символическое значение.
(схема 3:. Планировка и идеологические схемы Бутырского форштадта)
12918-3-4 схема 3
Тарская улица в пределах крепости начиналась Воскресенским собором, проходила в непосредственной близости от кафедрального Успенского собора и выходила на Крестовоздвиженский собор. Таким образом, это в полном смысле «дорога к храму», точнее от храма к храму. Можно добавить, что церкви располагались в определённом хронологическом порядке и по мере физического перемещения  верующий мысленно  проходил ключевые эпизоды православной истории.  Начиная от Воскресения Иисуса Христа – кульминации мировой истории - к Успению Богоматери (покровительницы России) и, далее, к Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста императором Константином, иначе – созданию христианской империи Византии. Россия числила себя прямой наследницей Византии и особо отмечала этот праздник. Этот ансамбль сложился в конце девятнадцатого века, его символика была явна для верующих и могла рассматриваться как идеологическая доминанта губернского города.
Перпендикулярно Тарской  - и в середине описанного мною участка  - располагались две улицы: Александровская (ныне Интернациональная) и Казнаковская (ныне стык Красного пути  и Ленина). Эти улицы воспринимались как центральные, были насыщены правительственными учреждениями, представительствами крупных фирм, магазинами и особняками. Самый крупный  из этих объектов – здание Казначейства (ныне Правительство Омской области). Площадь, объединявшая Успенский собор и Казначейство, воспринималась как центр города (точнее, один из центров, о чем ниже).
Если абстрагироваться от конкретных улиц и домов, то возникает модель планировки городского центра, в которой существуют две пространственные оси в виде креста.  Одна ось относилась к неким идеологическим началам, в данном случае – религиозным. Вторая обслуживала житейские потребности. На их пересечении, в центре, располагались самые значимые сооружения идеологической=гОрней оси и оси житейской=мiрской.  Центральные здания как бы скрепляли собой две оси, превращая в символическую фигуру.
Из триединой формулы графа Уварова «православие, самодержавие, народность»  православие можно отнести к гОрней оси, народность – к мiрской, а на их пересечении возникало самодержавие, отнюдь не форма абсолютной монархии в политическом смысле. Самодержавие на самом деле воспринималось как своего рода пересечение интересов  христианского=крестьянского народа и Божественной воли свыше. Царь - предстоятель своего народа перед Господом и проводник Божественной воли  в человечестве, человек на пересечении миров, сакрального и низменного. И вся Россия – не просто рядовое государство, хотя бы и самое большое, но воплощение царства Божия на земле. Омские мещане и окрестные крестьяне как воспитанные в весьма архаичных представлениях о государстве, интуитивно воспринимали символику  храмов, зданий и улиц. Можно предположить, что это была наглядная агитация,  хотя и весьма странная с современной точки зрения.  
Для проверки моего предположения о существовании описанной идеологической схемы (осей гоРнее – мiрское) в пределах Омска, можно привлечь  пример еще форштадта – Казачьего. 
Тамошняя гОрняя ось начиналась от Казачьего собора и по Никольскому проспекту (ныне улица Красных Зорь) продлевалась до комплекса казачьего кладбища с кладбищенской церковью. Ось маркировалась двумя храмами. 
Мiрская ось – улица Атамановская (ныне продолжение Ленина по левому берегу Оми), имевшая множество доходных домов и магазинов, начинавшаяся от комплекса генерал-губернаторского дворца.  На одной стороне улицы располагался величественный комплекс Казачьего кадетского училища.
На пересечении осей – сакральный центр сибирского казачества, Никольский «казачий» собор, место хранения стяга  Ермака. Тут же административный центр СКВ
Для казаков столицей  был не совсем привычный нам Омск, с его крепостью и гарнизоном, а  также  со ставкой генерал-губернатора.  Столицей Войска был форштадт. Форштадт был казачьей землей в полном смысле этого слова, так как принадлежал Войску, а не городу, и селиться в пределах этого городского района могли только казаки.
У меня есть предположение: такие перпендикулярные друг другу  оси гОрнего и мiрского  возникали при особом значении населенного пункта, его «столичности». насыщенности  зданиями, которые воспринимались не только в архитектурном смысле, но и имели символическое звучание. Для небольших городков вполне хватало площади с собором, присутственными местами и магазинами. В городах, имевших особое значение, такие объекты были многочисленны и растягивались на протяжении улиц. У строителей и чиновников при этом в сознании  существовала определенная иерархия объектов и смыслов, которая требовала упорядоченности. Я не настолько хорошо знаком со старинной  планировкой других  губернских «столиц», чтобы утверждать, что в них было нечто похожее на описанные мною идеологические схемы. 
Уникальность Омска в том, что благодаря его истории и многообразию функций в нем сложилось минимум два описанных мною столичных комплекса – как отражение двух столиц в одном городе. Во-первых, Омск – крупнейшая крепость в Азиатской России, сосредоточение власти военной, которая естественно перетекла в сосредоточение власти административной над Западной Сибирью и Степным краем. Этому Омску соответствует правобережная часть с крепостью. Во-вторых, Омск – центр такого уникального территориально-сословного  образования как Сибирское казачье войско. Этот Омск развивался на левом берегу Оми.   Две функции, два города, совмещенные в одном населенном пункте на разных берегах реки. А между ними как средостение, соединяющее начало -  дворец генерал-губернатора и Ильинская церковь  (во имя святого покровителя города) на одной площади.

Если предположить, что при планировке Нефтяников использовались те же соображения, что и в случае с идеологическими осями в Бутырском форштадте, то можно заняться поисками аналогии. В данном случае совпадения на поверхности.
Горняя ось – проспект Культуры.
Мiрская ось – проспект Мира.
На их пересечении  - Дворец культуры нефтяников. (о его символике ниже)
(схема 2: Исторический центр Нефтяников)

12918-2 схема 2
Налицо творческое переосмысление старинной традиции – при сохранении самой идеи распределения объектов «культуры» и  «мира» по разным улицам.
Генпланисты 40-50-х годов никоим образом не могли разделять описанные выше архаичные представления.  Первый генплан составлялся в Москве. Второй генплан разрабатывался в Омске под руководством москвичей,  но коренных омичей среди проектировщиков  точно не было.  Я никоим образом не могу предположить, что среди проектировщиков могли оказаться люди, столь тонко и точно  чувствующие символику чужого для них города, которая, к тому же, давно потеряла актуальность.
Возможное объяснение, если отбросить в сторону случайность - проектировщики 40-50-х разорвали с дореволюционной традицией в своем сознании, но продолжали ей следовать подсознательно, не отдавая отчета самим себе. Такое состояние умов следует признать весьма распространенным в обществе, потому что планировка Нефтяников не вызывала осознанного протеста. Или же, во-вторых,  мы имеем дело с вполне осознанной и утвержденной свыше идеей: построить новый центр города в старых традициях. Иначе -  аннулировать старорежимный мещанский Омск тем, что в стороне от него воздвигнуть сверхсовременный соцгород – а чтобы победа прогресса была бы полной, тщательно скопировать планиметрию и символику  древних улиц и площадей на новом месте, только  с  новым содержанием. Но это скорее магия, чем градостроительство. 

Tags: Нефтяники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments