Шакалипи (sibariana) wrote,
Шакалипи
sibariana

Category:
Еще один очерк из истории омских Нефтяников - что же все-таки представляла из себя микрообщность советских людей.

http://samlib.ru/editors/t/tkachenko_k_n/obsnost.shtml

Люди 50-х совершенно иначе ощущали себя в пространстве своей страны и имели иное представление о своей роли в судьбе СССР. Человек эпохи застоя мог застать только рудимент подобной идеологии; что касается современности, то она живёт в совершенно ином мире. Советский человек имел специфическую систему пространственных координат. Да, он вполне четко осознавал положение Москвы как сосредоточения власти - сакральном в квази-религиозном коммунистическом представлении. Скорее, данный центр представлялся формальным. Но при этом подлинное "центральное" место социалистической Родины находилось там, где было место идеологическому подвигу - боевому или трудовому.
Таким образом, географическое месторасположение, близость/удалённость от центра были второстепенными по отношению к другому понятию - направлению главного удара, локализации стройки коммунизма. Можно сказать так - прорыву из настоящего в будущее, из обыденности - в коммунистическую трансцендентность. Советский человек ощущал свою ценность и востребованность в пункте пересечения идеологии и географии, в точке максимального социального напряжения - там где творилась история и человек (советский человек!!!) был активным созидателем. Можно сказать, что человек воздвигался на престол демиурга, по воле которого создавались миры. Стройка и запуск нефтезавода в неприспособленном для этого месте, вопреки объективным обстоятельствам действительно имело характер волевого творения - если не по масштабу, то по самому духу действия. Только место трансцендентного творца -одиночки занимал коллектив единомышленников, работающих в полном единении друг с другом и с огромной страной.
Ключевое слово в таком миропонимании - сопричастность, кстати, достаточно популярное в советской пропаганде. К сожалению, как многие понятия той эпохи, затёртое неумелым употреблением и потому потерявшее всякий смысл...
Опять приходится обращаться к религиозному мировоззрению, чтобы найти аналоги мироощущению нефтяников. Для верующего монотеиста действительно не имеет принципиального значения, где в пространстве и во времени находится он сам - ведь Бог повсюду. Можно говорить об относительной привлекательности мест поклонения и эпох расцвета религиозности, но строгая религиозность призывает искать Бога везде рядом с собой - и именно в данной точке пространства и времени осуществлять слияние с Ним. Отсюда странная на наш
взгляд практика отшельничества или скитаний вне общепризнанных религиозных центров, бегство не только от светского мира - но и от официальных форм религиозности. По настоящему обряды не имеют смысла во взаимоотношениях Бога и человека. Но восприятие всеобщности присутствия Бога, как бы "равномерной разлитости" в пространстве, часто сменяется духовным подвигом - религиозным прорывом индивидов или коллективов в иную реальность. Это может быть основание обители, военно-религиозное движение вроде таборитов, деятельность реформаторов - Везде, где происходит "сгущение" привычного восприятия Бога ради чего-то нового. Трудно сопоставлять, к примеру, Асизи с Нефтяниками, но это явления одного порядка - разрыв пут обыденности ради рывка в нечто иное.
Культуролог Мирча Элиаде писал об "ужасе истории", о страхе,, который охватывает простого человека от ощущения своей беспомощности при виде исторических катаклизмов, от осознания того, что от индивида совершенно ничего не зависит, а судьбой человека управляют непознанные и всемогущие социальные силы. Автор отмечал при этом, что только два мировоззрения свободны от "ужаса истории" - традиционное, которое основано на восприятии цикличности истории, возможности её отмены по окончанию хронологического цикла, и - коммунистическое. Это мнение родилось у румына-эмигранта в середине двадцатого века, то есть у человека, который лично испытал на себе катаклизмы своего жуткого времени и который изучал проблему не академически-отстранённо. Нефтяники в полной мере испытывали присущий СССР того времени социальный оптимизм и ощущение исторического творчества. Вряд ли они идеализировали настоящее, с неприглядными сторонами которого они соприкасались ежечасно, они старались жить в коммунистическом завтра.
Промутопия Нефтяников - прорыв в будущее
" Темно свинцовоночие,
и дождик толст, как жгут,
сидят в грязи рабочие,
сидят, лучину жгут.
Сливеют губы с холода,
но губы шепчут в лад:
"Через четыре года
здесь будет город-сад!" (В. Маяковский)
Этим Нефтяники и влекли к себе современников.
Subscribe

  • Тараканы и рептилоиды

    Нас во мне много, и в основном это тараканы, уютно устроившиеся в моей голове. Обычно я их пристраиваю к общественно полезному делу, но сегодня…

  • Воля к смерти и угасающий Марс

    Попытаюсь разъяснить заголовок, и то, что стоит за ним, хотя мне самому многое непонятно. В топе ЖЖ (извините, это единственная просматриваемая мною…

  • Загадка эпохи

    В продолжении вечной темы "Реализация рая: Омские Нефтяники 1950-х" Почему, как мне кажется, в будущем будет нарастать интерес к 1950-м? Потому что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments