Шакалипи (sibariana) wrote,
Шакалипи
sibariana

Category:

Мушиши (Мастер Муши)

Плотно подсел на японское многосерийное аниме по одноименной манге. К тому же прекрасное средство для борьбы с бессонницей - одна серия по полчаса перед сном гарантированно вводит в медитативное состояние.

Сие творение малоизвестно во всем мире, хотя сами японцы твердо размещают эту мангу в десятке лучших.
Причины понятны - эта самая национальная вещь из всего, что я видел в аниме и манге, а всякие гайдзины с трудом проникаются психологией героев, вникают в замедленное развитие сюжета и попадают в психологический тупик странными концовками, которые вроде как должны утверждать веру в человечество…но как-то странно.
(Что японцу хэппи-энд - европейцу жесть и чернуха).

Муши (муси - встречаю два варианта транскрипции, но в аниме с субтитрами четко звучит муши) - нечто не имеющее аналогов в европейской культуре.
Это какие-то существа?, существующие? на границе живого мира и мира минералов, атмосферных явлений, одновременно не живущие и не мёртвые, иногда совершающие квази-разумные поступки, но лишенные разума, видимые и не обнаружимые,
Иногда они выступают как универсальный источник жизни, как река, текущая в основании всех природных явлений.
В принципе они нейтральны к людям, они не замечают царей природы, но часто вступают во взаимодействие с рельефом, животными, людьми, природными явлениями - и тогда изменяют их по-своему.
Ну, можно назвать их "духами", но в евразийской традиции духи строго нематериальны - относительно муши это не совсем верно. Как я понимаю, впрочем, я не мушилог.
Специалист по муши как раз главный героя сериала, Гинко-сан. С точки зрения людей он лекарь от вредоносных воздействий муши, возможно, так понимают свою роль его коллеги. Сам он понимает свою роль немного иначе: муши такие же творения мироздания как люди и животные, поэтому он старается развести людей и муши подальше друг от друга, а если не получается - то научить жить вместе.
Вот тут происходит то, что западное мировоззрение воспринимает с трудом - потому что гармония выходит какая-то странная. Неоптимистичная.
Западный человек воспитан столетиями "прогресса" в полной уверенности, что интересы человека важнее интересов природы (в данном случае - и муши), и что надо делать все для утверждения главенства человека.
На этой точке зрения утвержден весь кинематограф: какой-бы треш не царил в хорорах, ужастиках, мистических фильмах, фильмах-катастрофах, все равно побеждает человек. Как минимум главные герои. Иначе быть не может.
В "Мастере Муши" это не столь очевидно. Скорее наоборот.
Как, например, выглядят самые хэппи-эндовские сюжеты?
Есть остров, со странным обычаем. Его обитатели, ощущая приближение смерти, добровольно спешат утопить себя. Дело в том, что в одном месте периодически со дна всплывают муши, и, если их дать женщине, то у нее родится ребенок - полный двойник умершего. В серии рассказывается история женщины, которая воспитывает собственную мать - а девочка радостно сообщает, что потом, в свою очередь, будет также рожать и воспитывать свою воспитательницу …кто кому приходится? Но в целом все довольны.
Или вот хищный муши увлекает на небо девушку. Она развоплощается, становится невидимой. Видит ее только мастер муши: он советует ее жениху обращаться с призраком так, как будто он жив и рядом. И вот после свадьбы с невидимкой, а потом и нескольких лет в любви и согласии - муж старательно играет роль рядом с незримой женой, в этой семье действительно замечают вторую половину: она постепенно воплощается обратно.
Все остальное в подобном духе или куда печальнее.
(японская классика, кто читал - не даст соврать, вообще не для слабонервных и впечатлительных, европейские ужасы на этом фоне как милые рождественские сказочки)
И этот поток странных баек-притч на фоне патриархальной скромной Японии по-настоящему завораживает.
Создатели сериала воспринимают природу как самостоятельного и деятельного участника, зачастую растительность прорисована полнее и красочнее, чем сами люди. Муши тоже по-своему прекрасны и разнообразны. Они тоже самостоятельные герои.
И после неизбежного культурного шока, проникаешься философией обитателей этого мира. По-своему фаталистического, поскольку никого победного марша сапогами по природе тут не предвидится. Если крестьяне и рыбаки как-то приноравливаются к местным условиям - ну, как приноравливаются: тяжким трудом, а человеческие жертвы стихиям тут никого не возмущают - то с невидимыми и неосязаемыми муши бороться бесполезно. Мастера муши активны, но все равно не в состоянии гарантировать каждому защиту и комфорт.
(если кто до конца не понимает отношение японцев к природе, то можно припомнить такое явление как Годзиллу: живешь на островах, никого не трогаешь, а тут из моря вылезает монстр и, как корова языком, слизывает пол страны. Без всякой злобы, просто так, а потом исчезает, даже не объяснив за что и зачем?)
Поэтому смерть тут обычна - и смерть ли это, когда в тебе муши живут своей жизнью? Формы жизни переходят из одного состояния к другому, пусть даже они экзотичны и невероятны на первый взгляд, и ты не осознаешь твердо -- зло это или добро? А жизнь приходится с оглядкой на стихии и пейзаж, на своих соседей-людей и соседей-муши. Люди всегда поддержат тебя по-соседски, а муши - может, они тоже тебе помогают и тоже желают добра, но уж как-то по своему, исходя из своих соображений.
Добро и зло расплываются, становятся зыбки, переходят друг в друга, теряют ясность библейских заповедей и катехизиса.
Такова природа, которая живет по своим законам, а вовсе не по человеческим. И таковы люди, которые принимают эти законы.
И эта жизнь, несмотря на непривычность и странность, в конце концов оказывается вовсе не отталкивающей. Она убога с материальной точки зрения, аниме постоянно рисует скромные интерьеры традиционных японских домиков, состоящих из пустоты, поля на склонах гор, тропинки и реки, по которым перемещаются скромно (но чисто) одеты люди. Но они приветливы, рады услужить и поддержать друг друга в трудную минуту. А если надо - спокойно и твердо встретить свою судьбу, какой бы она не была. Иначе быть не может, ибо человек не царь природы, не управляет ею, а всего лишь часть вечного кругооборота смерти и жизни, смены дня и ночи, зимы и лета.
И понимаешь, что этот патриархальный фэнтезийный мирок, несмотря на всю условность, куда реальнее того, что нам изображает литература и кинематограф остального мира.
Одна из граней аниме - прекрасная музыка, вплетенная в звуки природы

https://www.youtube.com/watch?v=ZlbxNeOmjEE&list=PL6eDHHGD3gx0AlX550fn00wXBEj7JKf30

Это то, как жили наши предки.
И как по-настоящему должны жить мы. Чем бы нам это не грозило.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Тараканы и рептилоиды

    Нас во мне много, и в основном это тараканы, уютно устроившиеся в моей голове. Обычно я их пристраиваю к общественно полезному делу, но сегодня…

  • Воля к смерти и угасающий Марс

    Попытаюсь разъяснить заголовок, и то, что стоит за ним, хотя мне самому многое непонятно. В топе ЖЖ (извините, это единственная просматриваемая мною…

  • Загадка эпохи

    В продолжении вечной темы "Реализация рая: Омские Нефтяники 1950-х" Почему, как мне кажется, в будущем будет нарастать интерес к 1950-м? Потому что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments