Шакалипи (sibariana) wrote,
Шакалипи
sibariana

Categories:

Загадка эпохи

В продолжении вечной темы "Реализация рая: Омские Нефтяники 1950-х"

Почему, как мне кажется, в будущем будет нарастать интерес к 1950-м?
Потому что в этой эпохе сошлись уникальные обстоятельства, которые не были описаны в своё время, не осознаны в более позднее время, в застойном СССР, когда были ещё живы участники и свидетели, а позже, были полностью убраны из массового сознания.

При описании типичной промутопии 1950-х, которой были Нефтяники, я не мог связать два обстоятельства. У меня они не укладывались в голове.
Первое из них - стройка начиналась ГУЛАГовским порядком. На руинах уничтоженной сибирской деревни возник целый город лагерей. Возникло место, в котором было убито всё человеческое: подневольный труд, бесправие одних и развращающее всевластие других, грызня в грязи ради возможности просуществовать хоть на день дольше, убийства, воровство, проституция, тотальный обман всех и вся. Зона не существовала сама по себе, отгороженная частоколом и вышками от остального СССР, чёткой границы не было, была масса градаций от свободы к рабству. Зона окружалась посёлками охраны, использовавшими обслуживание зеками, бараками, землянками, где проживали освобождённые, но которым некуда и незачем было уезжать, и которые находили криминальный приработок в контрабанде на зону, проституции, содержании притонов, обыкновенных воровстве и бандитизме. Зона, как раковая опухоль, поражала метастазами окружающее пространство - а главное, людей!
Мне трудно представить, что чувствовал нормальный человек, студент специалист, приехавший в тогдашние Нефтяники, когда видел такой мир, и понимавший, что из этого мира должно возникнуть что-то новое и светлое. Если даже возвращение с работы в тёмное время суток могло закончиться ограблением или изнасилованием, вид из жилых бараков заслоняли заборы и вышки, и это даже не перечисляя бытовые неудобства - сортиры во дворе в сибирские морозы, круглосуточную топку печек, добывание еды и одежды.
А спустя десять - пятнадцать лет возникает благоустроенный красивый городок, словно сошедший с журнальных разворотов, с умными и добрыми людьми, которые больше всего на свете любили честный труд ради своей Родины. Да, вокруг городка ещё существовал пояс из бараков и остатков лагерей, но он стремительно сокращался так, что еще через десяток лет от него не осталось и следа, ни на местности, ни в сознании. Обитатели Нефтяников свято верили, что они с самого начала строили коммунизм.
Если представить, что бОльшая часть зеков начала стройки разъехалась до домам, то куда делись обитатели маргинальных бараков? Они без следа растворились во вполне сознательном населении, ничем больше не проявляя себя.
Всё, что описал для Нефтяников, полностью справедливо для Омска, "большого" послевоенного Омска, который начинался точно так же и точно так же в пятидесятые стал городом-садом, попыткой воплощения коммунистической утопии.
Омск 1940-1950-х был реальным адом. "Был в Омске - и не убили?", присказка, оставшаяся в наследство. Впрочем, читаешь мемуары того времени об остальных городах и даже о Москве, и понимаешь, что если Омск и выбивался из общего послевоенного кошмара, то не на много.
А потом в Нефтяниках из ада пророс рай. Крепкий, индустриальный коммунистический рай. Утопия, в которой неизвестно как - ибо условия этому не способствовали
В итоге имеем две реальности, каждая из которых не подвергается сомнению, но которые не связываются воедино в сознании - потому что исключают друг друга.
Но это было. Именно так. Независимо от нашего мнения.

Если кто-то не поверил моим ссылкам на Омск, возникшим из личных впечатлений, то могу привести другой пример, гораздо более известный, но по ряду причин (см. начало поста) не сведённый в одно целое.

Не думаю, что кому-то неизвестна "Территория" Олега Куваева, если не как книга (слава её угасла ещё в 1990-х), то как фильм 2014 года. Фильм на удивление добротный и снятый с искренним уважением к главным героям - советским людям. Кстати, это вторая экранизация, была ещё первая советская, 1978 года.
Сюжет посвящён героической работе геологов, которые, невзирая на бюрократическую косность, нехватку всего необходимого, убийственные природные условия, обнаруживают новые месторождения, столь необходимы для Родины.
По ряду причин, о которых автор отзывался глухо и нехотя, Территория - некая абстрактная область на севере, и действие происходит также в неопределённое время, которое по косвенным приметам локализуется в 1950-1960-е.
Возможно, автор хотел придать универсальность своему произведению, лишить его местечковой и хронологической ограниченности, а возможно - с этим местом и с этим временем было связано нечто, что могло придать совсем другой подтекст сюжеты.
Не исключено…
"Территория" , на самом деле - это Колыма. Описываются события 1949-1950 гг.
Та самая Колыма, известная по другому литературному циклу: "Колымским рассказам" Варлама Шаламова, которые захватывают это же время.
Сюжеты его зарисовок с натуры, в объективности которых не сомневаешься, пугающе однообразны: уничтожение человеческого в человеке, превращение его в бездушное приложение к тачке и кайлу, а потом - аннигиляция в лагерную пыль.
Персонажи обоих книг жили в одной системе - индустриальной империи "Дальстроя", которая базировалась на труде зеков Севвостлага. Дальстрой интересен тем, что полностью воплотил в себе идеи сталинской формированной индустриализации с её концентрацией власти и ресурсов на направлении прорыва, стремлении выполнить поставленную задачу любой ценой, даже ценой жизни людей.
Персонажи обоих книг ездили по одним дорогам, спускались в одни штольни, жили в одних городах и временных поселках, часто работали вместе - расконвоированные имели возможность наниматься в геологические партии, а геологов за просчёты отправляли в лагеря.
А если судить по описанным настроениям и характерам, то речь словно идёт о двух разных странах или даже планетах. Ии разных эпохах. Или разных онтологических состояниях бытия.
С одной стороны - фанатичные профессионалы, люди, полностью погружённые в свою миссию обеспечить Родину тем, что ей нужно. Сдохнуть - но выполнить приказ. Единственное оправдание неудачи - смерть. А награда - да какая там награда! Прототипы персонажей "Территории" получали Сталинские и Ленинские премии, росли по научной части до академиков, но создаётся впечатление, что для них это было второстепенным. Они бы работали и без внешнего признания, лишь бы заявиться глубокой зимой из георазведки, ввалиться в продранном ватнике в кабинет начальника и высыпать ему на стол центнер самородков: мол, нашёл, там еще много, устраивайте рудник. А я сейчас отосплюсь, вставлю новые челюсти, приделаю протез, и пойду ещё что-нибудь открою. Уран стране нужен? Вот его и найду.
С другой стороны - полностью расчеловеченные люди, чьи интересы связаны только с выживанием любой ценой, даже за счёт окружающих, собственных эмоций и души. Целая страна, ледяной стылый ад скандинавских легенд, заселённый монстрами и чудищами
Можно, конечно, представить, что авторы оказались в плену своих художественных концепций и подогнали под них свои впечатления, которые имели немного иной характер. Но, лично моё мнение, авторам можно вменить в вину разве что сгущение атмосферы, а в целом они правдивы.
Да, так оно и было. Правы были оба.
Рай и ад сосуществовали рядом, сидели рядом на перекурах, а из реальности каждый делал свой выбор.
Одни погружались в бездну, спускаясь, круг за кругом, в самое пекло, так что даже привычные черти, сотрудники ада, уступали им дорогу: чем они могли наказать этот контингент, который на Земле устроили себе самим такое? А другие видели небесные города с людьми-ангелами, строили прекрасное будущее на своих костях. Они, истовые атеисты, одновременно с этим оказывались фанатичными христианами, поскольку свято верили в коммунизм, и, как осуждаемый ими за отсталые взгляды тов. Иисус Христос, приносили себя в жертву за весь род человеческий.

Я не встречал нигде описание этой мировоззренческой коллизии, которая составляла главный сюжет эпохи: как можно начинать со строительства ада - а в результате получить рай? Как можно идти по людям, ломая им кости и судьбы, и при этом воспитывать в выживших лучшие человеческие качества? Можно много рассуждать об исторической оправданности сталинского рывка, но все современники, включая идеологов форсированной индустриализации, отлично понимали, как это отразится на простых людях. И брали грех на душу, веря при этом в благополучный исход.
Всё, что мы знаем о массовой психологии, в итоге неверно? То, о чём как мантру бубнят наши либералы без малого полвека - что в проклятой тоталитарной России не может вырасти свободный, умный, честный и добрый человек - опровергается настоящей историей?
Чем страшнее действительность - тем больше люди верят в светлое будущее и тем усерднее его строят?
Что устремления человека никак не связаны с миром, который его окружает? Живущий в комфорте и благополучии может стать адептом хаоса, а выживающий на грани отчаяния преобразится в
У меня нет ответы на эти вопросы.
Я верю в будущего гения, который объяснит наконец-то то, что пережили наши отцы и мы сами.

Tags: Нефтяники, СССР, старые времена в Омске
Subscribe

Posts from This Journal “Нефтяники” Tag

  • Детский садик на ул. Малунцева, 7

    Нарисовал по памяти фигуры, которые стояли там во второй половине 60-х. Садик функционировал до 1973 года, когда там образовался детский клуб…

  • Закрытый город

    Когда очень давно, еще в прошлом тысячелетии, в моей молодости, в голове вертелась сумасшедшая идея - описать историю закрытого Омска. Того самого…

  • "Реализация рая: омские Нефтяники 50-х" одной книгой

    Довёл до ума начатые еще в 2008-м очерки об истории моего района - омских Нефтяников, которые раньше выкладывал на Самиздате и в ЖЖ отдельными…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments