Шакалипи (sibariana) wrote,
Шакалипи
sibariana

Category:

Реконструкция тартарийского корабля *кроба*

Представьте себе мир, совершенно схожий с нашим, но сохранивший память о Тартарии. И блог омского тартароведа-любителя

На представленной весьма условной реконструкции для популярных изданий изображен корабль *кроб* пятнадцатого-шестнадцатого веков н.э. европейского летоисчисления.

20210420_114142.jpg


20210420_114253.jpg
Остатки судового набора *оклада* были найдены во время строительства пристани в г.Тара в 1966 г, выше уреза воды на тот момент, на заливаемой пойме. Части конструкции и их взаимное расположение были обмеряны группой сотрудников Тюменского педагогического института в 1966/1967 гг. К сожалению, от последующего разрушения на воздухе удалось спасти только корродированные металлические детали и некоторые деревянные фрагменты, которые сейчас находятся в фондах Музейного комплекса им. И.Я. Словцова (г. Тюмень).
Находка была сразу же отнесена к тартарийским древностям, поскольку полностью соответствовала описаниям кробов как плоскодонных ящикообразных речных судов ("кроб" близко к общеславянскому "короб"). Это были типичные средства передвижения по рекам и озёрам так называемого СереДно, то есть древней - или мифической - системе водоемов Восточно-Европейской и Западно-Сибирских равнин, Казахстана и, отдельно, во впадине Тарима. Тартарийская традиция уверена в существовании своего рода внутреннего средиземного мелко- и пресноводного моря, которое регулярно меняло очертания и объем, и от которого сейчас остались Каспий с Аралом.
Первый вариант реконструкции тарского кроба был представлен в ежегоднике "Известий ТПИ" за 1969 г. К.и.н Е.А. Лопухина верно определила тип корабля и его оснащение, несмотря на отсутствие части корпуса. Все последующие варианты описаний и изображений только уточняли первоначальную версию, актуализирую по мере ввода в научный оборот новых сведений.
Кроб имел два движителя: т.н. *влековый* и парусное вооружение в тартарийском стиле: двойную опрокидываемую мачту *двуногу* с веерным парусом *веерницей*.
*Влековые движители* представляют собой одну из загадок техномагии Тартарии, принцип действия которых в настоящее время не восстанавливается. Из описания, движитель состоял из оси, на которой неподвижно закреплялась *лежень* - неподвижный свастичнообразный диск, иначе именуемый *яргой*. Другая ярга, подвижная, *движень*, имела возможность перемещения по валу. При сближении лежня и движня возникала сила, направленная вверх и вперёд, которой было достаточно для передачи импульса движения судну или саням; при увеличении расстояния между яргами, сила ослабевала. Тартарийцы объясняли подобный эффект существованием потоков энергии, который были легкодоступны человеку при владении определёнными навыками и технологиями.
Поскольку ни один оригинальный движитель не сохранился - они выполнялись из золота или меднозолотых сплавов - то остаётся только верить описаниям путешественников, которые сперва воспринимали это как чудо, а в дальнейшем отмечали распространённость транспорта на влековом принципе.
На кробах общий вал с обеими яргами располагался на баке *карге*, а для увеличения мощности поднимался на 3-4 метра на палубой *помостом*. Сверху устройство имело навес, под ним располагалось колесо с цепной передачей, которым регулировали перемещение движня. Эта характерная конструкция не была обнаружена, носовая часть судна не сохранилась по какой-то причине, но была еще одна примета, свидетельствующая о наличие влекового движителя: расширенная корма *упряг*, которая уравновешивала конструкцию на баке.
Как прояснили дальнейшие находки остатков кробов и опубликованные свидетельства, корабли Тартарии имели два основных варианта конструкции. Первый из них, с влековым движителем, приобрёл развитую корму-противовес. Второй, с парусно-гребным вооружением, имел более узкий корпус, без массивного окончания.
Другой движитель судна - мачта с одним парусом, описанию которых, из-за их оригинальности, тоже необходимо уделить внимание, поскольку нигде они больше не встречались.
По традиции кробы имели опрокидываемую мачту*двуногу*, а подъём и опускание её производились через шарнир, с помощью канатов, перекинутых через блоки. Мачты убирались при чрезмерно сильном ветре, на стоянках или при движении в теснинах. На больших судах мачта лежала на специальном решётчатом помосте *хребте*, устанавливалась в глубокие *гнёзда*, где дополнительно фиксировались металлическими штырями и мощными брусьями.
Веерный парус *веерница* в нерабочем положении также лежал на хребте. Когда в парусе возникала необходимость, его верхний конец подтягивали вверх по двуноге, ставили по ветру, и разворачивали необходимое количество сегментов.
Управление кробом осуществлялось рулём *пером*.
Обшивка *побочина*, частично сохранившаяся и отмеченная в отчёте, выполнялась внакрой.
В целом, это было крепкое, массивное, вместительное судно с малой осадкой, не отличающееся быстроходностью или устойчивостью при значительном волнении, то есть оптимально приспособленное для перемещению по широким рекам и обширным озёрам СереДно.
Данный кроб имел военное назначение. Трудно представить его гоняющимся по узким протокам за речными пиратами, но в ордере конвоя, в качестве защиты пристани со речной стороны, для перевозки припасов или переброски военных отрядов - он был более чем уместен.
Tags: ПостТартария, ом-миф, омское тартароведение
Subscribe

Posts from This Journal “ПостТартария” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments